Цели урока: – учащиеся должны знать понятие зеркало; – учащиеся должны знать свойства изображения в плоском зеркале; – учащиеся должны уметь строить изображение в плоском зеркале; – продолжить работу по формированию методологических знаний и умений, знаний о методах естественнонаучного познания и уметь применять их; – продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений при работе с физическими приборами; – продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы. Организационные формы и методы обучения: беседа, тест, индивидуальный опрос, исследовательский метод, экспериментальная работа в парах. Средства обучения: Зеркало, линейка, ластик, перископ, мультимедийный проектор, компьютер, презентация (См. приложение 1). План урока: - Проверка д/з (тест).
- Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися.
- Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
- Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
- Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
- Подведение итогов урока.
Ход урока 1. Проверка д/з (тест). (Учитель раздает карточки с тестом.) Тест: Закон отражения - Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 150. Чему равен угол отражения?
А 300 Б 400 В 150 - Угол между падающим и отраженными лучами равен 200. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 50?
А 400 Б 150 В 300
Ответы для теста. Номер задачи | Правильный вариант ответа | №1 | В | №2 | Б |
Учитель: Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения, сверив ответы с эталоном. Поставьте оценки, учитывая критерии оценок (ответы записаны на обратной стороне доски). Критерии оценок за тест: на оценку "5” – все; на оценку "4” – задача № 2; на оценку "3” – задача № 1. Учитель: Вам была на дом задача № 4 Упр.30 (учеб. Перышкин А. В.) исследовательского характера. Кто справился с этим заданием? (Ученик работает у доски, предложив свою версию.) Текст задачи: Высота Солнца такова, что его лучи составляют с горизонтом угол 400. сделайте чертеж (рис.131) и покажите на нем, как нужно расположить зеркало АВ, чтобы "зайчик” попал на дно колодца. ![](http://festival.1september.ru/articles/608643/img1.gif) ![](http://festival.1september.ru/articles/608643/img2.gif)
2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися. Учитель: Сейчас вспомним основные понятия, изученные на предыдущих уроках, и определимся с темой сегодняшнего урока. Поскольку ключевое слово зашифровано в кроссворде. ![](http://festival.1september.ru/articles/608643/img3.gif) | Вопросы к кроссворду: 1) попадание небесного объекта в тень другого объекта 2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника 3) явление, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами не светятся 4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном распространении света 5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света 6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света 7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут меняться местами |
Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Да, тема урока: Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Приложение. Слайд 1. Учитель: На какие вопросы вы бы сегодня хотели получить ответы, учитывая тему урока? (Дети задают вопросы. Учитель подводит итог, ставя, таким образом, цели урока.) Учитель: - Изучить понятие "зеркало”. Выявить виды зеркал.
- Узнать, какими свойствами оно обладает.
- Научиться строить изображение в зеркале.
Слайд 2. 3. Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием. Деятельность учащихся: слушают и запоминают материал. Учитель: приступаем к изучению нового материала, следует сказать, что зеркала бывают следующие: Слайд 3. ![](http://festival.1september.ru/articles/608643/img4.gif)
Учитель: Сегодня мы более подробно изучим плоское зеркало. Учитель: Плоским зеркалом (или просто зеркало) называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет Учитель: Запишите в тетрадь схему и определение зеркала. Деятельность учащихся: выполняют записи в тетраде. Учитель: Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале. Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет. Как это получается? (Учитель излагает теорию, учащиеся принимают активное участие.) Слайд 4. S – точечного источника света MN – зеркальную поверхность На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2 По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом: SO под углом 00, SO1 под углом β1 = α1, SO2 под углом β2 = α2 В глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1. В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1. Эта точка называется мнимым изображением точки S. | ![](http://festival.1september.ru/articles/608643/img5.gif) |
Слайд 5. (Экспериментальная деятельность учащихся.) Опыт 1. У вас на столе имеется маленькое зеркало. Установите его в вертикальном положении. Перед зеркалом на небольшом расстоянии расположите ластик в вертикальном положении. А теперь возьмите линейку, и положите ее так, чтобы ноль был у зеркала. Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (Вопросы части А.) Учащиеся формулируют вывод: мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом Слайд 6. (Экспериментальная деятельность учащихся.) Опыт 2. А теперь возьмите линейку, и расположите ее вертикально вдоль ластика. Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (вопросы части Б) Учащиеся формулируют вывод: размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета. Задания к опытам. Часть А | - Определите, на каком расстоянии находится предмет перед зеркалом?
- Определите расстояние, на котором изображение находится за зеркалом?
- Какое это изображение ?
- Сделайте вывод.
| Часть Б | - Определите высоту предмета.
- Определите высоту изображения.
- Сделайте вывод.
|
Слайд 7. (Экспериментальная деятельность учащихся.) Опыт 3. На ластике справа поставьте черту и разместите его снова перед зеркалом. Линейку можно убрать. Задание. Что вы увидели? Учащиеся формулируют вывод: предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными 4. Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств. Учитель: ИТАК, эти выводы можно назвать свойствами плоских зеркал, перечислим их еще раз и запишем в тетрадь. Слайд 8. (Учащиеся записывают свойства зеркал в тетрадь.) - Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом.
- Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
- Предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными.
Учитель: Внимание на слайд. Решаем следующие задачи (учитель спрашивает ответ у несколько ребят, а затем один учащийся излагает ход своих рассуждений, опираясь на свойства зеркал). Деятельность учащихся: активное участие в обсуждении анализа задач. Слайд 9. 1) Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от зеркала он видит свое изображение? А 2м Б 1м В 4м 2) Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение? А 1,5м Б 3м В 1м 5. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале. Учитель: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель работает на доске, учащиеся в тетради.) Слайд 10. Правила построения изображения | Пример | - К зеркалу прикладываем линейку так, чтобы одна сторона прямого угла лежала вдоль зеркала.
- Двигаем линейку так, чтобы точка, которую хотим построить лежала на другой стороне прямого угла
- Проводим линию от точки А до зеркала и продляем ее за зеркало на такое же расстояние и получаем точку А1.
- Аналогично все проделываем для точки В и получаем точку В1
- Соединяем точку А1 и точку В1, получили изображение А1В1 предмета АВ.
| ![](http://festival.1september.ru/articles/608643/img6.gif)
Итак, изображение должно быть таким же по размерам, как и предмет, находиться за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед зеркалом. |
6. Подведение итогов урока. Слайд 11. Учитель: Применение зеркала: - в быту (по нескольку раз в день мы проверяем, хороши мы выглядим);
- в автомобилях (зеркала заднего вида);
- в аттракционах (комната смеха);
- в медицине (в частности в стоматологии) и во многих других сферах, особый интерес представляет перископ;
- перископ (применяют для наблюдения с подводной лодки или из окопов), демонстрация прибора, в том числе и самодельного.
Слайд 12. Учитель: Вспомним, что мы сегодня изучили на уроке? Что такое зеркало? Какими свойствами оно обладает? Как построить изображение предмета в зеркале? Какие свойства учитываем при построении изображения предмета в зеркале? Что такое перископ? Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы. Слайд 13. Домашнее задание: §64 (учеб. Перышкин А. В. 8 класс), записи в тетради изготовить перископ по желанию № 1543, 1549, 1551,1554 (задачник Лукашик В. И.). Слайд 14. Учитель: Продолжите фразу … Рефлексия: Сегодня на уроке я научился … Сегодня на уроке мне понравилось … Сегодня на уроке мне не понравилось … Выставление оценок за урок (выставляют учащиеся, объясняя при этом, почему ставят именно такую оценку). Используемая литература : - Громов С. В. Физика: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/ С. В. Громову, Н. А. Родина. – М.: Просвещение, 2003.
- Зубов В. Г., Шальнов В. П. Задачи по физике: Пособие для самообразования: Учебное руководство.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Колтун М. Мир физики. Издательство "Детская литература”, 1984.
- Марон А. Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа, 2004.
- Методика преподавания физики в 6–7 классах средней школы. Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М., "Просвещение”, 1976.
- Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 2007.
|