Социометрическое изучение
межличностных отношений в
детском коллективе
Опросный лист
Анкета, которую мы
предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем
коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие
вопросы: их всего три.
1. Представь, что ваш класс
отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть
командиром вашей группы?
_____________________________________________________________________________
2. Если бы вашему классу
пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты
хотел видеть капитаном этой команды?
____________________________________________________________________________
3.Кого из класса ты бы
пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?
____________________________________________________________________________
После каждого вопроса напиши по три
фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных
результатов
Результаты опроса заносятся в
специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке
расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в
таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая
по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например,
школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал
Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй
вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева
Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем
вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников, и
заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В
нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра
будет считаться его рейтингом.
Интерпретация полученных
результатов
Полученные рейтинги покажут вам
в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя
их можно сделать вывод о наличии в нем:
лидеров – авторитетных
школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это
школьники Б и Г);
рядовых членов коллектива,
которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов
коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и
Ж);
одиночек, то есть тех, кто
поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или
только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это
школьники В, Д и З);
отверженных, то есть тех, кто
не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в
1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).
Если проанализировать взаимные
выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными
школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных
взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно
сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг
друга в ответах на все предложенные им вопросы.
|