Примерный план составления
психолого-педагогической характеристики ученика
1.
Общие сведения об ученике:
& фамилия,
имя;
& школа,
класс;
& состав
семьи и семейные условия, где работают родители;
& особенности
воспитания в семье
(взаимопонимание, контроль, самостоятельность и т.п.).
2.
Направленность личности учащегося:
O общее
развитие и кругозор;
O результаты
учебной деятельности (успеваемость);
O любимые
и нелюбимые предметы;
O посещение
кружков, секций;
O интересы
и склонности, их устойчивость;
O уровень
дисциплинированности (дисциплинированный или нет, упрямый —
покладистый, уступчивый; агрессивный — спокойный, доброжелательный; усидчивый —
активный, подвижный; наличие или отсутствие конфликтов с учителями
и учениками).
3. Личность
и коллектив. Положение в классе.
·
Участие в жизни класса. ·
Наличие друзей и отношение к нему в классе.
·
Организаторские способности, наличие лидерских качеств;
·
Инициативность;
·
Авторитет (высокий, средний, низкий);
·
Выполнение общественных поручений.;
4.
Основные черты личности ученика:
J Темперамент
(черты какого темперамента преобладают: сангвинистического,
холерического, флегматического, меланхолического);
J Направленность
личности: интересы, преобладающие цели, желание,
J мотивы
поведения.;
J Преобладающие
моральные качества;
J Волевые
черты (целеустремленность, сила воли, самостоятельность)
J недостатки
волевого поведения (упрямство, безынициативность), склонность к аффектам,
преобладающее настроение;
J Отношение
к себе, к взрослым, к одноклассникам, к труду, самооценка.
J Эмоциональная
сфера;
J Работоспособность;
J Потребность
в достижении;
J Другие
положительные и отрицательные качества.
5. Психологическая
характеристика познавательной деятельности ученика:
v Восприятие
учебного материала на уроке.
v Внимание:
устойчивость, целенаправленность, распределяемость, скорость переключения,
длительность отвлечения, причины, приемы активизации.
v Память:
соотношение механической и логической, объем и глубина
v овладения
материалом, прочность усвоения, ошибки.
v Воспроизведения,
умения работать с учебником, тип памяти (зрительная, слуховая,
моторно-двигательная).
v Мышления
и речь: темп усвоения знаний (быстрый, средний,
замедленный); соотношение наглядно-образного (опора — факты)
и абстрактного (умение рассуждать) мышления;
v владение
мыслительными приемами (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение);
особенности устного изложения материала (использование терминологии,
дополнительные сведения, участие в решении познавательных задач на уроке,
умение задавать вопросы).
v Отношение
к учению: мотивы учения, стиль учебной работы (организованность,
усидчивость, работоспособность, аккуратность и др, начитанность
v Воображение
(репродуктивное, творческое).
6. Педагогические выводы
и пути дальнейшей работы с учеником.
|