В
настоящее время во всех странах мира серьезное внимание было обращено на
экологические проблемы. Взаимодействие общества и природы стало настолько
тесным благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и
расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир, что
вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно
должно определенным образом регулироваться; иначе человечество окажется перед,
лицом экологической катастрофы, не менее угрожающей его существованию, чем
ядерная война.
Для
предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в
окружающую среду необходимо решение ряда проблем. Среди которых одно из первых
мест занимает педагогические и воспитательные.
Экологические
проблемы должны составлять неотъемлемую и важную компоненту основ физики и
других естественнонаучных дисциплин, изучаемых в современной средней общеобразовательной
школе. На базе рассмотрения экологических проблем формирмируется экологическая
культура подрастающего поколения, которая предполагает, в частности, овладение
системой знаний о физико-технических и технологических аспектах поддержания
равновесия в природе. Это
позволяет также добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее
понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об
опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели
ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов,
которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач и
использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды.
Изучение
физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний
учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд
природоохранительных умений, убеждает в жизненно важном значении экологических
знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы,
способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих
задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, приумножению их.
Чтобы
эти потенциальные возможности экологического воспитания и образования, учащихся
при изучении курса физики стали реальными, учителю нужно проникнуться идеей «экологизации»
учебного процесса, осознать ее насущную необходимость в наши дни.
В школьной программе по физике можно
найти много вопросов, имеющих экологическое содержание.
Рассмотрим
раздел «Тепловые явления» (А.В.Перышкин Физика 8 Москва «Дрофа» 2002-2003). В этом
разделе выделим следующие темы, которые можно рассматривать с экологической
точки зрения.
При изучении каждой темы
будем приводить примеры по г.Бендеры. Скачать полный текст статьи
|