Цели: - Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
- Закрепить навыки работы в команде, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь.
- Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
Задачи: - Выработать у учащихся умение отвечать на нестандартные вопросы.
- Научить членов команды прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии выбирать из всех предложенных одну оптимальную.
- В игровой форме развить у учащихся интерес к физике.
- Поднять престиж умных, но не всегда популярных в коллективе учащихся
Эпиграф: "Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум”. Уильям Блейк (1757-1827) Оборудование: 1. Большие секундные часы, черный ящик, микроскоп, линза, фотоаппарат. 2. Стенд с фотографиями выполненными учащимися. 3. Выставка рефератов на тему: " Оптические приборы”. 4. Выставка физических приборов сделанными учащимися. Технология игры Выставляют на игру сборную команду 8,11-е и 9,10-е классы, состоящую из 6 "знатоков”. Команда "знатоков” сидит за круглым столом, в центре которого установлена рулетка со стрелкой. Стол разделен на 10 секторов, в которых от цифры 1 до 9 находятся вопросы "зрителей”, а сектор №10 обозначается скрипичным ключем и означает музыкальную паузу. Команда болельщиков располагается вокруг игроков на некотором расстоянии от игрового стола. Во время перемены команд проводиться игра со зрителями. Ведущий: игры – учитель физики. Ассистенты – трое учащихся старших классов. Ход игрыВедущий приглашает команду "знатоков” занять места за столом и представляет капитана команды, знакомит с правилами игры и ассистент запускает волчок. Пока крутится волчок, ведущий может игрокам задавать вопросы. Вопросы игрыСектор 1Глаз-это инструмент и он может "испортится”. Назовите автора этих слов. Ответ: Уильям Блейк (1757-1827) Сектор 2Существует несколько особенностей его применения. Является устройством общего применения и располагается на лицевой панели фотоаппарата, он не годится для макросъемки с минимального расстояния. Назовите этот предмет. Ответ: фотовспышка. Сектор 3Это первый советский фотоаппарат и собирать его начали бывшие беспризорники из детской колонии имени Дзержинского (почти ровесники девятиклассников) Какой марки фотоаппарат? Ответ: фотоаппарат "ФЭТ”. Сектор 4Основоположник фотоаппарата. В 1839 году он предложил способ проявления и закрепления изображения на плоской пластинке, покрытой иодидом серебра. Через 1 минуту назовите имя основоположника. Ответ: Луи Жак Манде Дагера. Сектор 5Оптико-механический прибор для проецирования на экран изображений на прозрачной подложке (диапозитивов, диафильмов и т.п). Что это за прибор? Ответ: Диапроектор. Сектор 6Этот прибор позволяет значительно увеличить угол зрения на объект. Наблюдатель рассматривает мнимое изображение объекта с расстояния наилучшего зрения (Д=25 см). Объектив создает увеличенное изображение предмета внутри прибора. Что же находится в черном ящике? Ответ: в черном ящике находится микроскоп. Сектор 7С его помощью были открыты самые различные объекты на звездном небе. Спутники Юпитера и кольца Сатурна, фазы Венеры, горы и цирки на Луне. Существует два типа. Что это за прибор и какие типы? Ответ: телескоп, рефракторы и рефлекторы. Сектор 8Соединение фотографических снимков, объединенных – общей темой, в одно фотографическое изображение. Иногда при фотографировании используют графический материал, фотографии широко применяется при изготовлении плакатов, реклам, фотошаржей и др. Фотография осуществляется механическим и проекционным способом. При первом способе вырезают из фотографий нужные по замыслу изображения, подгоняют их путем увеличения под необходимый масштаб. Склеивают в одно целое на листе плотной бумаги, ретушируют. Затем переснимают на фотопластинку или фотопленку. Что это такое? Ответ: фотомонтаж. Сектор 9Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. Обычно вещество, из которого оно сделано имеет показатель преломления больше, чем у окружающей среды. Что же находится в черном ящике? Ответ: линза. Литература: - Громов С.В. Родина Н.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, 7 – 11 класс./ Авторы С.В. Громов, Н.А. Родина – М.: Дрофа, 2002.
- Громов С.В. Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Маловик О.А. Физика. 9 класс. Поурочные планы к учебнику С.В. Громов Н.А. Родина "Физика 9 класс”, в 2 ч. Сост. О.А. Маловик. Волгоград: Учитель – АСТ, 2004, – 96.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплексам С.В. Громова и А.В. Перышкина, 9 класс. М.: "ВАКО”,2004, 336с.
- Энциклопедический словарь юного техника. Москва, Педагогика, 1988.
|