Тип урока: комбинированный Цели урока: - Продолжить формирование физического содержания законов Ньютона;
- Актуализировать знания алгоритма решения задач по динамике;
- Продолжить отработку умения применять законы Ньютона при решении задач;
Этапы урока: - Организационный.
- Актуализация знаний.
- Теоретическая часть.
- Решение задач.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урокаI. Орг. момент.Два раздела механики: кинематика отвечает на вопрос: как движется тело? динамика отвечает на вопрос: почему так движется тело?
- Прочитайте тему урока.
- Попробуйте сформулировать цели урока
II. Тест на проверку остаточных знаний законов динамики (на карточках)1 вариант Первый закон Ньютона формулируется следующим образом: А) существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела не изменяют свою скорость; Б) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсировано; В) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела не сохраняют свою скорость неизменной, если на них действуют другие тела. Такие системы отсчёта называются: А) инерциальными; Б) неинерциальными; В) иррациональными. Второй закон Ньютона выражается формулой: А) F=ma; Б) a=F/m; В) F1=F2. Формулировка третьего закона Ньютона: А) действие равно противодействию; Б) силы, возникающие при взаимодействии, уравновешивают друг друга; В) силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. За единицу силы в СИ принимают: А) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 10 м/с2; Б) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы; В) 1 Ньютон.
2 вариант Первый закон Ньютона формулируется следующим образом: А) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсировано; Б) существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела не изменяют свою скорость; В) существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела не сохраняют свою скорость неизменной, если на них действуют другие тела. Такие системы отсчёта называются: А) иррациональными; Б) неинерциальными; В) инерциальными. Второй закон Ньютона выражается формулой: А) F1=F2; Б) a=F/m; В) F=ma. Формулировка третьего закона Ньютона: А) действие равно противодействию; Б) силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению; В) силы, возникающие при взаимодействии, уравновешивают друг друга. За единицу силы в СИ принимают: А) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы; Б) 1 Ньютон; В) силу, сообщающую телу массой 1 кг ускорение 10 м/с2.
Ответы: III. Теоретическая часть.1. Основное утверждение механики. а. Выбор системы отсчёта б. Что вызывает ускорение тел? в. Движение с постоянной скоростью: если действий со стороны других тел нет, то согласно основному утверждению механики ускорение тела =0, т. е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью. г. Инерциальная система отсчёта: система отсчёта, связанная с Землёй или движущаяся отн. Земли равномерно и прямолинейно. д. Материальная точка
2. Первый закон Ньютона. а. Движение свободного тела. б. Закон инерции и относительность движения в. Формулировка первого закона механики Ньютона: существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсировано (сравнить с определением в учебнике. Вывод: это более ёмкое. Записать в тетрадь.) г. Примеры инерциальных систем отсчёта
3. Сила. а. Определение. Силой в механике называют количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения. 1) ускорение тел вызывается силами 2) силы обусловлены действиями на данное тело других тел б. Понятие силы относится к двум телам. Сила – векторная величина. в. Сравнение сил. Две силы независимо от их природы считаются равными и противоположно направленными, если их одновременное действие на тело не меняет его скорости г. Измерение сил. Измерить – сравнить с эталоном. Динамометр.
4. Второй закон Ньютона. Масса. а. Зависит ли ускорение тел от их свойств? б. Масса. Величину F/a, равную отношению модуля силы к модулю ускорения называют инертной массой. в. Второй закон Ньютона. Произведение массы на ускорение равно векторной сумме действующих на тело сил: ma= F1+F2+F3+…. г. Измерение массы. – с помощью весов: сравнение с эталоном – по взаимодействию с другими телами m=F/a
5. Третий закон Ньютона. а. взаимодействие тел б. силы взаимодействия тел в. Третий закон Ньютона. Силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. F1=-F2 Используя 2 закон Ньютона: m1a1=-m2a2=const
IV. Закрепление материала.Решение задач. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.– М.: Просвещение, № 131 (150 Н), 134 (1,5 м/с2), 136 (250 Н), 138 (0,08 м/с2); № 143, 144, 145 – качественные задачи – устно №143. Если выпустит, то положение космонавта относительно корабля не изменится; если бросит, то космонавт придёт в движение. №144. В 1 случае на борт и дно лодки действуют равные по модулю и противоположные по направлению силы. Во 2 – только одна сила, т.к. вторая приложена к берегу. №145. Сила, действующая на голову вверх, равна силе, действующей вниз в плече. V. Подведение итогов урока.- Что понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
- Какие вопросы показались вам простыми?
- Какие вопросы показались вам сложными?
VI. Домашнее задание.&22-28 №132, 135.
|