ЦЕЛИ: - показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы;
- обобщить и систематизировать знания обучающихся.
ХОД УРОКА- Вступление. "Вход в урок”.
Законы колебательного движения обладают общностью для колебаний различной физической природы. Академик Л. И. Мандельштам отмечал: "Теория колебаний объединяет, обобщает различные области физики… Каждая из областей физики – оптика, механика, акустика – говорит на своем "национальном” языке. Но есть "интернациональный” язык, и это язык теории колебаний… Изучая одну область, Вы получите тем самым интуицию и знания совсем в другой области” Дадим определение гармоническим колебаниям: Опр. Гармоническим называются колебания, подчиняющиеся закону синуса (косинуса). - Доска разбивается на четыре части, на каждой из которых четыре ученика выполняют задания:
- выписать основные формулы колебания математического маятника, какие характеристики определяют период его колебаний;
- выписать основные формулы колебания тела на пружине, какие характеристики определяют период его колебаний;
- решить задачу: лягушонок Кузя попал в крынку из-под сметаны и катается по ее дну сферической формы радиусом 25 см вверх и вниз без прения. Для превращения остатков сметаны в масло необходимо 400 полных колебаний Кузи в крынке. Через какое время можно подать к столу масло?
- выписать основные формулы колебания электрического тока в колебательном контуре, какие характеристики определяют период электромагнитных колебаний.
Пока ученики у доски решают заданные им задача, идет работа с классом. Рассматриваются следующие качественные задачи: - На веревке висит ведро (цилиндрической формы) и раскачивается. В дне ведра находится отверстие, через которое вода постепенно выливается. Будет ли изменяться период колебаний, если принять систему за математический маятник? Будет ли изменяться период колебаний, если ведро соизмеримо с длиной маятника?
(Ответ: 1. Не будет. 2. Будет увеличиваться.) - Изменится ли период колебания математического маятника, если изменится его длина, и если изменится, то как?
(Ответ: Да изменится, при этом с увеличением длины маятника растет его период.) - Один и тот же математический маятник использовался для определения периода его колебаний на Земле и на Луне. Вопрос как относятся периоды
(Ответ: Ускорение силы тяжести на Луне меньше, чем на Земле, поэтому Тлуны>Tземли – для одного и того же маятника.) - Заслушать ответы обучающихся у доски.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 ученик. - Крокодил Гена качается на качелях. Как изменится период колебаний качелей, если на них еще уселся Чебурашка? Считать крокодила Гену и Чебурашку материальными точками.
- Чебурашка качается на качелях. Как измениться период колебаний качелей, если на них еще уселся крокодил Гена? Считать, что длина крокодила соизмерима с длиной качелей.
2 ученик. ![](http://festival.1september.ru/articles/567059/img1.GIF)
- На рисунке приведены графики двух колебательных процессов. Чем они отличаются?
(Ответ: Сдвинуты по фазе на , так как SIN() и COS() отличаются сдвигом по аргументу на Т/4, то есть на ). - По какому графику и как можно записать уравнение колебаний движения.
3 ученик. Коту Матроскину необходимо измерить площадь пола в коровнике. Как он может это сделать, имея часы с секундной стрелкой и ботинок дяди Федора на длинном шнурке? Вывод: часы могут использоваться для измерения длины, а рулетка может использоваться для измерения времени. 4 ученик. - Как изменится период свободных колебаний в электрическом контуре при увеличении электроемкости конденсатора в 2 раза? (>в
) - Как изменится частота свободных колебаний в электрическом контуре при уменьшении индуктивности катушки в 4 раза? (>2 раза).
ВОПРОС К КЛАССУ - В чем проявляется аналогия между физическими величинами, характеризующими механические и электрические колебания?
- Величины, характеризующие состояние системы:
Wпот = K X2/2; Wпот = q2/(2C), Wкин = m /2, Wкин = LJ2/2 - Величины, выражающие отклонение системы от состояния равновесия: q и х.
- Величины, выражающие свойства самой системы: m и L; k и 1/C.
- Величины, выражающие скорость изменения состояния системы:
V = (t) i = (t) IV. ИТОГИ УРОКА. На данном уроке мы увидели: - основные закономерности колебательных процессов применимы для колебаний любой физической природы;
- зная формулу Гюйгенса (T = 2*
)и имея часы можно измерить длину, площадь, объем; - имея рулетку, можно измерять время.
Таким образом, теория колебаний понятна и применима в любой области физики. V. ОЦЕНКИ. VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Данный урок разработан как обобщающий урок по физике колебаний. Этот материал можно также использовать как составную часть интегрированных уроков физика-математика, физика-информатика. Если в классе установлена интерактивная доска или есть проектор, то в качестве демонстрационного материала можно использовать прилагаемую презентацию.
|