Цель открытого урока по астрономии: Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.
Задачи урока по астрономии в 11 классе:
1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, формула высоты светила.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения астрометрических знаний.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.
Знать:
1-й уровень (стандарт) - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах.
2-й уровень - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах, правила работы с угломерными приборам.
Уметь:
1-й уровень (стандарт) - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.
2-й уровень - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.
Оборудование на урок астрономии: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии - Звездное небо и широта).
Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл).
Ход открытого урока по астрономии:
I. Новый материал (15 мин).
1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков. Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.
125г до н.э. Гиппарх (180-125г, Др. Греция) ввел географические координаты. В 1618-1622г И. Кеплер (1571-1630, Германия) определяет географические координаты некоторых крупнейших городов мира [впервые] в работе "Сокращение (или очерки) Коперниковой астрономии".
2. Суточное движение светил на разных широтах.
3. Вывод формулы высоты светила.
II. Закрепление материала.(10 мин)
а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).
б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)
в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение)
г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 -12 мин.]
Или ТЕСТ "Небесная сфера" (Гомулиной Н.Н.)
- 1. Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23o26']
- 2. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0o]
- 3. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]
- 4. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗН-Девы]
- 5. Сегодня склонение Солнца >O или <O. [по ПКЗН - <0]
- 6. Какова географическая широта с.Колыбелька, если hр=54о04' [?=hр=54о04']
- 7. Как проходит суточное движение светил, для наблюдателя, находится на северном полюсе Земли? [параллельно горизонту]
- 8. Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли? [да, но hВ= hн]
- 9. По какой формуле можно вычислить полуденную высоту Солнца? [ h=90o- ?+?]
- 10. Перечислите созвездия, через которые проходят: а) небесный экватор; б) Млечный Путь. [а) Рыбы, Кит, Телец (граница), Орион, Единорог, Гидра, Секстант, Лев, Дева, Змея, Змееносец, Орел, Водолей б) Скорпион, Стрелец, Щит, Змея, Орел, Стрела, Лисичка, Лебедь, Кассиопея, Персей, Возничий, Орион, Единорог, Корма) ]
- 11. В Новосибирске [?=55о] звезда кульминирует на высоте hВ=45о. Каково склонение звезды? [h=90o- ?+? ?=100o-90o=10o]
- 12. Звезда кульминирует к югу на 15о и имеет склонение 45о. Какова географическая широта места наблюдения? [?= ? + Z=60o]
- 13. Земля 4 января находится ближе всего к Солнцу. В каком созвездии в это время находится Солнце?[Стрелец]
- 14. К югу, или к северу от зенита кульминирует светило, если ?<?? [к югу]
- 15. Вычислите полуденную высоту Солнца сегодня в с. Колыбельке[?=54о]. [по ПКЗН ??-2о h=90o - ?+?= 90o-54o-2o=34o]
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (для расширения, или замены заданий):
- 1. В какое время взойдет над горизонтом 12 апреля звезда a Лиры? (по ПКЗН, около 18 час)
- 2. Определите момент нижней кульминации звезды a Кассиопеи на 21 марта. (по ПКЗН, около 0ч40м)
- 3. Звезда Ригель находится в нижней кульминации. В какое время сегодня произойдет это явление? (по ПКЗН, например на 3 октября 16ч30м)
- 4. Установите, "под каким созвездием вы родились", то есть, в каком созвездии было Солнце в ваш день рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечет эклиптику. Почему результат расходится с указанным в гороскопе?
- 5. В какое время сегодня взошло Солнце? В какое время оно зайдет? Определите продолжительность дня. (по ПКЗН, например на 3 октября восход 7ч30м, заход 19ч00м, продолжительность 11ч30м)
- 6. Группа школьников отправилась в поход в юго-восточном направлении. В каком направлении им следует возвращаться? (северо-западном)
- Домашнее задание: §5, вопросы стр.25-26 (исключая №6), повторить стр.30 (первый абзац сверху- перевод). Карточки самостоятельной работы №2 (§3-4), Практическая работа №2