Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
02:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя физики и астрономии.

Меню сайта

Категории разделов
План-конспекты уроков [8]
Дополнительный материал [3]
Внеклассные мероприятитя [0]
Книги по астрономии [0]
Это интересно... [1]

Календарь

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » План-конспекты уроков

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Развитие представлений о Солнечной системе"
02.04.2013, 13:27

Тема урокао астрономии: Развитие представлений о Солнечной системе.

Ход урока астрономии:

I.      Повторение материала

    А) Вопросы:

  • I.      Конфигурация планет.
  • II.     Состав Солнечной системы.
  • III.    Решение задачи №8 (стр. 35).
  • IV.     Решение задачи №9 (стр. 35).
  • V.      "Red Shift 5.1" – найти планету на сегодня и дать характеристику ее видимости, координат, удаленности (можно несколько учеников, указав конкретную планету - желательно письменно, чтобы не отнимать времени на уроке).
  • VI.     "Red Shift 5.1" – когда будет ближайшее противостояние, соединение планет: Марса, Юпитера?

 Б) По карточкам:

 Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Развитие представлений о Солнечной системе"

 В) Остальные:

  •   VII.    Синодический период некоторой малой планеты 730,5 дней. Найдите звездный период ее обращения вокруг Солнца.
  • VIII.   Через какие промежутки времени встречаются на циферблате минутная и часовая стрелки?
  • IX.     Нарисуйте, как будут располагаться на своих орбитах планеты: Венера – в нижнем соединении, Марс – в противостоянии, Сатурн – западная квадратура, Меркурий –восточная элонгация.
  • X.      Оцените примерно сколько времени может наблюдаться и когда (утром или вечером) Венера, если она удалена к востоку от Солнца на 45о.

II.     Новый материал

1.      Первичное представление окружающего мира:

     Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу – их позже греки назвали "блуждающими” – планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире ("Астрономия и мировоззрение” или кадры другого диафильма).

    Фалес Милетский (624-547 гг. до н.э.) самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос. Об истинной (сферической) форме Земли древнегреческие астрономы догадались на основе наблюдений формы земной тени во время лунных затмений.

    Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт.

    Пифагор (570-500 гг. до н.э.) первым назвал Вселенную Космосом, подчеркивая ее упорядоченность, соразмерность, гармоничность, пропорциональность, красоту.  Земля имеет форму шара, потому что шар наиболее соразмерен из всех тел. Cчитал что Земля  находится во Вселенной без всякой опоры, звездная сфера совершает полный оборот в течение дня и ночи и впервые высказал предположение, что вечерняя и утренняя звезда есть одно и то же тело (Венера). Считал что звезды находятся ближе планет.

   Предлагает пироцентрическую схему строения мира = В центре священный огонь, а вокруг прозрачные сферы, входящие друг в друга на которых закреплена Земля, Луна и Солнце со звездами, затем планеты. Сферы, вращаясь с востока на запад и подчиняясь определенным математическим соотношениям. Расстояния до небесных светил не могут быть произвольными, они должны соответствовать гармоническому аккорду. Эта "музыка небесных сфер" может быть выражена математически. Чем дальше сфера от Земли, тем больше скорость и выше издаваемый тон.

    Анаксагор (500-428 гг. г. до н.э.) предполагал, что Солнце - кусок раскаленного железа; Луна - холодное, отражающее свет тело; отрицал существование небесных сфер; самостоятельно дал объяснение солнечным и лунным затмениям.

   Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал материю состоящей из мельчайших неделимых частиц - атомов и пустого пространства, в котором они движутся;  Вселенную - вечной и бесконечной в пространстве; Млечный Путь состоящим из множества неразличимых глазом далеких звезд; звезды - далекими солнцами; Луну - похожей на Землю, с горами, морями, долинами... "Согласно Демокриту, миров бесконечно много и они различных размеров. В одних нет ни Луны, ни Солнца, в других они есть, но имеют значительно большие размеры. Лун и солнц может быть больше, чем в нашем мире. Расстояния между мирами различны, одни больше, другие меньше. В одно и то же время одни миры возникают, а другие умирают, одни уже растут, а другие достигли расцвета и находятся на краю гибели. Когда миры сталкиваются между собой, они разрушаются. На некоторых совсем нет влаги, а также животных и растений. Наш мир находится в самом расцвете" (Ипполит "Опровержение всякой ереси", 220 г. н.э.)

   Евдокс (408-355 гг. до н.э.) - один из крупнейших математиков и географов древности; разработал теорию движения планет и первую из геоцентрических систем мира. Он подбирал комбинацию из нескольких вложенных одна в другую сфер, причём полюса каждой из них были последовательно закреплены на предыдущей. 27 сфер, из них одна для неподвижных звёзд,  вращаются равномерно вокруг различных осей и расположены одна внутри другой, к которым прикреплены неподвижные небесные тела.

   Архимед (283-312 гг. до н.э.) впервые попытался определить размеры Вселенной. Считая Вселенную шаром, ограниченным сферой неподвижных звезд, а диаметр Солнца в 1000 раз меньшим, он вычислил, что Вселенная может вмещать 1063 песчинок.

   Гиппарх (190-125 гг. до н.э.) "более, чем кто-либо доказал родство человека со звездами...он определил места и яркость многих звезд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли они в яркости" (Плиний Старший). Гиппарх был создателем сферической геометрии; ввел сетку координат из меридианов и параллелей, позволявших определять географические координаты местности; составил звездный каталог, включавший 850 звезд, распределенные по 48 созвездиям; разделил звезды по блеску на 6 категорий - звездных величин; открыл прецессию; изучал движение Луны и планет; повторно измерил расстояние до Луны и Солнца и разработал одну из геоцентрических систем мира.

  2.      Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Развитие представлений о Солнечной системе"

3.      Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника).

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Развитие представлений о Солнечной системе"

4.      Подтверждение гелиоцентрической системы мира.

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Развитие представлений о Солнечной системе"

5.      III. Закрепление материала

1.      Разбор задач №7-№10, решавшихся на уроке остальными учащимися класса класса (В), тех, что вызвали затруднение.

2.      Решение самостоятельной работы №4.

Итог:

  • 1) В чем отличие геоцентрической от гелиоцентрической системы строения мира?
  • 2) Каких видных ученых-астрономов вы помните?
  • 3) Оценки
  • Домашнее задание к уроку астрономии в школе: §8; вопросы и задания стр. 40, стр. 52 п.1-5. Рассказ об ученом – астрономе (любом из перечисленных на уроке). Не решившим с/р №4 доделать. Можно дать составить презентацию о каком либо ученом с данного урока, открытиях Г. Галилея, об одной из систем строения мира и т.д.

Категория: План-конспекты уроков | Добавил: Алина
Просмотров: 2336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz