Ход урока по астрономии:
Вводная беседа (2 мин)
Требования: учебник-тетрадь-экзамен (по выбору)
новый предмет - работа с учебником
Новый материал (30 мин) Начало - демонстрация видео клипа с CD, моей презентации.
Астрономия [греч. astron - звезда, nomos -закон] - наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза - Урания.
Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.
История астрономии - одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:
- 1. Счета времени (календарь).
- 2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
- 3. Любознательность - разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.
- 4. Забота о своей судьбе, народившая астрологию.
Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э)
II-ой Дотелескопический (наша эра до 1610г)
III-ий Телескопический (1610-1814гг)
IV-ый Спектроскопия (1814-1900гг)
V-ый Современный (1900 - наст.время)
Связь c другими предметами.
Основные разделы астрономии:
Наблюдения в астрономии - основной источник информации. Они имеют особенности:
- " длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)
- " необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)
Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях -обсерваториях.
Телескоп - увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света (проникающая сила).
Виды телескопов: = оптические и радио (Показ)
1. Оптические телескопы
Рефрактор - используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей
Рефлектор - используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон.
Зеркально - линзовый (камера Шмидта) - комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.
В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом ? угловое расстояние: градусы - 5о,2, минуты - 13',4, секунды - 21",3
Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 1-2'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~ 0,5о= 30'.
Вычисления:
- " Разрешающая способность ?= 14"/D [D - диаметр объектива телескопа в см.] или ?= 206265·?/D [где ? - длина световой волны, а D - диаметр объектива телескопа]
- " Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр- диаметр зрачка человека в обычных условиях 5мм.
- " Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f=?/?.
При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе).
Задача (самостоятельно-3 мин) Для 6м телескопа- рефлектора в Специальной астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием 5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения]
2. Радиотелескопы - преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия.
Закрепление материала [6мин].
Вопросы:
- 1. Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
- 2. В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
- 3. Какие типы небесных тел вам известны?
- 4. Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
- 5. Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?
Значение астрономии в народном хозяйстве:
- - Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
- - Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам
- - Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
- - Космонавтика:
- - Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
- - Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
- - Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
- - Спасение терпящих бедствие судов
- - Исследования других планет для прогнозирования развития Земли
Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.1-6) - главные мысли.