Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
02:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя физики и астрономии.

Меню сайта

Категории разделов
План-конспекты уроков [8]
Дополнительный материал [3]
Внеклассные мероприятитя [0]
Книги по астрономии [0]
Это интересно... [1]

Календарь

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » План-конспекты уроков

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Предмет астрономия"
02.04.2013, 12:51
Тема урока астрономии: Предмет астрономии.

Ход урока по астрономии:

Вводная беседа (2 мин)

Требования: учебник-тетрадь-экзамен (по выбору)

      новый предмет - работа с учебником

Новый материал (30 мин) Начало - демонстрация видео клипа с CD, моей презентации.

Астрономия [греч. astron - звезда, nomos -закон] - наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза - Урания.

Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.

Конспект урока по астрономии по теме "Предмет астрономия"

История астрономии - одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2  Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

1.      Счета времени (календарь).
2.      Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
3.      Любознательность - разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.
4.      Забота о своей судьбе, народившая астрологию.

Этапы развития астрономии

I-й Античный мир (до н. э)

II-ой Дотелескопический (наша эра до 1610г)

III-ий Телескопический (1610-1814гг)

IV-ый Спектроскопия (1814-1900гг)

V-ый Современный (1900 - наст.время)

Связь c другими предметами.

Конспект урока по астрономии - связь астрономии с другими предметами

Основные разделы астрономии:

Разработка урока по астрономии - основные разделы астрономии

Наблюдения в астрономии - основной источник информации. Они имеют  особенности:

  • "       длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)
  • "       необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)

Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях -обсерваториях.

Телескоп - увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света (проникающая сила).

Виды телескопов: = оптические и радио (Показ)

1. Оптические телескопы

Рефрактор - используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей

Рефлектор - используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон.

Зеркально - линзовый (камера Шмидта) - комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.

Конспект урока по астрономии - Оптический телескоп

В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом ? угловое расстояние:       градусы - 5о,2,    минуты - 13',4,     секунды - 21",3

 Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 1-2'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~ 0,5о= 30'.

Вычисления:

"        Разрешающая способность ?= 14"/D [D - диаметр объектива телескопа в см.] или ?= 206265·?/D [где ? - длина световой волны, а D - диаметр объектива телескопа]
"       Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр- диаметр зрачка человека в обычных условиях 5мм.
"       Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f=?/?.

При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе).

Задача (самостоятельно-3 мин) Для 6м телескопа- рефлектора в Специальной астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием 5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения]

2. Радиотелескопы - преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия.

Закрепление материала [6мин].

Вопросы:

  • 1.      Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
  • 2.      В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
  • 3.      Какие типы небесных тел вам известны?
  • 4.      Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
  • 5.      Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?

Значение астрономии в народном хозяйстве:

  • - Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
  • - Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам
  • - Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
  • - Космонавтика:
  •  - Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
  •  - Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
  • - Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
  • - Спасение терпящих бедствие судов 
  • - Исследования других планет для прогнозирования развития Земли

  

Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.1-6) - главные мысли.

Категория: План-конспекты уроков | Добавил: Алина
Просмотров: 2186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz