Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
04:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя физики и астрономии.

Меню сайта

Категории разделов
План-конспекты уроков [8]
Дополнительный материал [3]
Внеклассные мероприятитя [0]
Книги по астрономии [0]
Это интересно... [1]

Календарь

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » План-конспекты уроков

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Изменение вида звездного неба в течении года"
02.04.2013, 13:14
Тема урока по астрономии: Изменение вида звездного неба в течение года.

Цель урока по астрономии: Познакомится с экваториальной системой координат, видимым годичным движениям Солнца и видам звездного неба (изменением в течение года), научится работать по ПКЗН.

Задачи открытого урока:

1. Обучающая: ввести понятия годичного(видимого) движение светил: Солнца, Луны, звезд, планет и видов звездного неба; эклиптика; зодиакальные созвездия; точки равноденствия и солнцестояния. Причина "запаздывания" кульминаций. Продолжить формирование умения работать с ПКЗН- отыскание на карте эклиптики, зодиакальных созвездий, звезд по их координатам.

2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей; только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений.

3. Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении года;  актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, сформировать умения и навыки работы с  ПКЗН (нахождение координат).

   Знать:

1-й уровень (стандарт) - географические и экваториальные координаты, точки в годичном движении Солнца, наклон эклиптики.

2-й уровень - географические и экваториальные координаты, точки в годичном движении Солнца, наклон эклиптики, направления и причины смещения Солнца над горизонтом, зодиакальные созвездия.

  Уметь:

1-й уровень (стандарт) - устанавливать по ПКЗН на различные даты года, определять  экваториальные координаты Солнца и звезд, находить зодиакальные созвездия.

2-й уровень - устанавливать по ПКЗН на различные даты года, определять экваториальные координаты Солнца и звезд, , находить зодиакальные созвездия, пользоваться ПКЗН.

Оборудование урока по астрономии: ПКЗН, небесная сфера. Географическая и звездная карта. Модель горизонтальных и экваториальных координат, фото видов звездного неба в разное время года. CD- "Red Shift 5.1" (путь Солнца, Смена времен года). Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры").

Межпредметная связь: Суточное и годовое движение Земли. Луна - спутник Земли (природоведение, 3-5 кл). Природно-климатические закономерности (география, 6 кл). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл)

Ход урока по астрономии в 11 классе:

I. Опрос учащихся (8 мин). Можно тест по Небесной сфере Н.Н. Гомулиной, или:

1. У доски:

1. Небесная сфера и горизонтальная система координат.

2. Движение светила в течение суток и кульминация.

3. Перевод часовой меры в градусную и обратно.

2. 3 человека по карточкам:

К-1

1. В какой стороне неба находится светило, имеющее горизонтальные координаты: h=28°, А=180°. Каково его зенитное расстояние? (север, z=90°-28°=62°)

2. Назовите три созвездия, видимые сегодня в течение суток.

К-2

1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=340, А=900. Каково ее зенитное расстояние? (запад, z=90°-34°=56°)

2. Назовите три яркие звезды, видимые у нас в течение суток.

К-3

1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=530, А=270о. Каково ее зенитное расстояние?  (восток, z=90°-53°=37°)

2. Сегодня звезда в верхней кульминации в 21ч34м. Когда ее следующее нижняя, верхняя кульминация? (через 12 и 24 часа, точнее через 11ч58м и 23ч56м)

3. Остальные (самостоятельно, пока отвечают у доски)

перевести в градусную меру - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Изменение вида звездного неба в течении года"

II. Новый материал (20 мин)  Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры").

Положение точки на Земле - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Изменение вида звездного неба в течении года"

б) Положение светила на небе (небесной среде) также однозначно определяются - в экваториальной системе координат, где за точку отсчета взят небесный экватор. (экваториальные координаты введены впервые Яном Гавелия (1611-1687г, Польша), в каталоге на 1564 звезды составленном в 1661-1687гг) - атлас 1690г с гравюрами и сейчас используется (титул учебника).

Так как координаты звезд не меняются столетиями, поэтому данная система используются для создания карт, атласов, каталогов [списков звезд]. Небесный экватор- плоскость, проходящая через центр небесной сферы  перпендикулярно оси  мира.

Экваториальные координаты склонение светила круг склонения прямое восхождение

в) Годичное движение Солнца. Есть светила [Луна, Солнце, Планеты] экваториальные координаты которых меняются быстро.   Эклиптика - видимый годовой путь центра солнечного диска по   небесной сфере. Наклонена к плоскости небесного экватора в настоящее время под углом 23о26'.  Видимое движение Солнца по эклиптике - отражение действительного движения Земли вокруг Солнца (доказано лишь в 1728г Дж. Брадлеем открытием годичной аберрации).

космические явления небесные явления возникающие вследствие данных космических явлений

Созвездия через которые проходит эклиптика называются зодиакальными

день летнего солнцестояния день осеннего равноденствия день зимнего солнцестояния

Хотя положение звезд на небе однозначно определяется парой экваториальных координат, но вид звездного неба в месте наблюдения в один и тот же час не остается неизменным.

    Наблюдая в полночь кульминацию светил (Солнце в это время находится в нижней кульминации с прямым восхождением на отличающимся от кульминации светила) можно заметить, что в разные даты в полночь вблизи небесного меридиана проходят, сменяя друг друга, разные созвездия. [Эти наблюдения в свое время привели к выводу об изменении прямого восхождения Солнца.]

   Выберем любую звезду и зафиксируем ее положение на небе. На том же самом месте звезда появится через сутки, точнее через 23часа 56минут. Сутки, измеренные относительно далеких звезд, называются звездными (если быть совсем точными, звездные сутки - промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия). Куда же деваются еще 4 минуты? Дело в том, что вследствие движения Земли вокруг Солнца оно смещается для земного наблюдателя на фоне звезд на 1° за сутки. Чтобы "догнать" его, Земле и нужны эти 4 минуты. (рисунок слева)

   Каждую последующую ночь звезды немного сдвигаются к западу, восходя на 4 минуты раньше. За год сдвинется на 24ч, то есть вид звездного неба повториться. Вся небесная сфера за год сделает один оборот - результат отражения обращения Земли вокруг Солнца.

    Итак, Земля делает один оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут. 24 часа - средние солнечные сутки - время оборота Земли относительно центра Солнца.

   III. Закрепление материала (10 мин)

1. Работа по ПКЗН (по ходу изложения нового материала)

  •     а) нахождение небесного экватора, эклиптики, экваториальных координат, точек равноденствия и солнцестояния.
  •     б)определение координат например звезд: Капелла (? Возничего), Денеб (? Лебедя)  (Капелла - ?=5ч17м, ?=46о; Денеб - ?=20ч41м, ?=45о17')
  •     в) нахождение звезд по координатам: (?=14,2ч, ?=20о) - Арктур
  •     г) найти, где находится Солнце сегодня, в каких созвездиях осенью. (сейчас четвертая неделя сентября - в Деве, начало сентября - во Льве, в ноябре пройдет Весы и Скорпион)

2. Дополнительно:

    а) Звезда кульминирует в 14ч15м. Когда ее следующая нижняя, верхняя кульминация? (через 11ч58м и 23ч56м, то есть в 2ч13м и 14ч11м).

    б) ИСЗ пролетел по небу из начальной точки с координатами (?=18ч15м, ?=36о) в точку с координатами (?=22ч45м, ?=36о). Через какие созвездия пролетел ИСЗ.

IV. Итог урока

   1. Вопросы:

  •        а) Какова необходимость введения экваториальных координат?
  •        б) Чем замечательны дни равноденствия, солнцестояния?
  •        в) Под каким углом плоскость экватора Земли наклонена к плоскости эклиптики?
  •        г) Можно ли рассматривать годовое движение Солнца по эклиптике как доказательство обращения Земли вокруг Солнца?

   2. Оценки

Домашние задание к уроку астрономии в 11 классе: § 4, вопросы задание для самоконтроля (стр. 22), стр. 30 (пп. 10-12).

Практическая работа №1 (желательно раздать всем учащимся на год этот список работ с пояснениями).

Можно дать задание "88 созвездий" (по одному созвездию каждому ученику).

Категория: План-конспекты уроков | Добавил: Алина
Просмотров: 2680 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz